Уход за шинами, регулировка и балансировка колёс


В этой главе...
1. Внутреннее строение автомобильной шины
2. Раскрытие секретов на боковинах шин
3. Выбор подходящих шин для автомобиля
4. Уход за шинами: проверка давления воздуха, перестановка, регулировка и балансировка
5. Внешний осмотр шин на износ и замена старых шин новыми с частичной компенсацией расходов



Если о шинах вам приходилось думать только тогда, тогда приходило время покупать их для своего автомобиля, то сейчас самое время задуматься над ними снова. Хорошие шины улучшают условия езды и делают её безопаснее. А отношения между тормозами и шинами могут складываться по-разному: резкое торможение ускоряет изнашивание покрышек, тогда как сбалансированные и отрегулированные колёса и хорошо накачанные шины служат залогом успеха, повышая эффективность торможения на 25%.

Изношенные шины могут стать причиной заноса или скольжения как на гидроплане в мокрую погоду, даже если протекторы стёрты до допустимых пределов износа. Следовательно, своевременная проверка состояния шин способна сохранить вам жизнь! Существенное значение имеет также взаимосвязь между давлением воздуха в шине и её износом. Если шина плохо накачана, протектор быстрее изнашивается снаружи, а если шина перекачена-по центру. Если же колёса не отрегулированы, покрышки могут износиться  буквально за один день интенсивной езды! Ясно, что если вы хотите ездить бесшумно, легко тормозить, то просто обязаны знать всё о том, как приобретать, проверять шины и ухаживать за ними.

В этой главе рассматриваются всевозможные типы шин, а также поясняется, как проверять состояние шин и определять степень их изношенности по характерным признакам на протекторах. Если в результате проверки состояния и внешнего осмотра шин вы придёте к выводу, что колёса вашей машины нуждаются в регулировке, а возможно, и в замене шин, из материала этой главы вы узнаете, как выполнить подобные виды авторемонтных работ и во что это вам может обойтись.

И так, расположитесь поудобнее и не спеша прочитайте эту главу, чтобы восполнить пробел в своих знаниях об автомобильных шинах.

Мобильный (Грузовой-Легковой) шиномонтаж в москве majakar.ru
Внутреннее строение шины
Автомобильная шина состоит из нескольких основных частей. Более подробно они описываются далее, а ниже приводится их краткое описание.

Протектор. Эта часть шины, больше всего подверженная износу. Протекторы традиционно изготавливают из резины, наверное поэтому часто можно слышать высказывания типа: Здесь резина соприкасается с дорогой и Жечь резину. Современные шины изготавливают из натурального или синтетического каучука или из их смеси. Рисунок протектора сделан таким образом, чтобы предотвратить прокол шины. Кроме того, по рисунку протектора проверяется степень изношенности шины. Подробнее об этом речь пойдёт в следующем разделе, посвящённом определению степени износа шин.

Боковина. Эта часть шины расположена между покрышкой и ободом. О секретах, которые может поведать внешний осмотр боковин, вы узнаете далее из раздела, специально посвященного этой интересной теме.

Обод. Это прорезиненный стальной обруч, помогающий удерживать колесо на месте. Шины, как правило, оснащёны несколькими ободами, сгруппированными в сердечник борта шины.

Каркас. Эта часть колеса расположена под протектором и боковинами. Каркас помогает поддерживать форму шины при накачке, чтобы она не лопнула, как воздушный шарик. Обшивка каркаса делается из различных материалов, которые называются кордами.

Слон каркаса шины. Эти прорезиненные слои изготовлены из различных материалов (чаще всего из полиэфирного корда) и образуют каркас шины. Чем больше слоев каркаса у шины, тем она прочнее. Самый глубокий слой называется вкладышем. Он служит устойчивым основанием для наложения всех остальных слоев. У высокоскоростных шин иногда имеются слои покрышки, располагающиеся выше обычных слоев и удерживающие их на месте наряду с рассматриваемыми ниже брекерными поясами.

Брекерные пояса. Эти пояса также изготавливаются из прорезиненной стали и расположены между каркасом и протектором. Они обеспечивают замедление износа, защиту от проколов и повышенную продольную устойчивость. Брекерные пояса изготавливаются также из арамида, который прочнее стали, стекловолокна, полиэфира, вискозного волокна и нейлона, но чаще всего-из стали.

Вентиль шины. С помощью этого приспособления можно накачать и спустить воздух в шине. Шток вентиля предотвращает утечку воздуха. На вентиль накручивается колпачок для защиты штока от грязи и влаги.

В разные годы существовали разные конструкции шин. Были диагональные шины, в которых использовался корд, намотанный вокруг обода под разными углами. Постепенно их вытеснили диагонально-кольцевые шины, сконструированные по принципу диагональных шин, но с использованием брекера из другого материала, намотанного по окружности колеса. Такая конструкция надёжнее защищала шины от проколов и обеспечивала большую их устойчивость. А в современных автомобилях применяются радиальные шины, в которых брекерные пояса располагаются под прямым углом к протектору. Имеются также самонесущие, проколостойкие шины и другие типы новых шин, рассматриваемые далее в этой главе.

Радиальные шины стали общепризнанным стандартом, поскольку они обеспечивают лучшую управляемость, особенно на высоких скоростях, а на поворотах они лучше держат дорогу и служат дольше, в отличие от диагональных и диагонально-кольцевых шин. Радиальные шины нагреваются меньше, поскольку они испытывают меньшее внутреннее трение. Для большинства автомобилей износ радиальных шин наступает после 40 тыс. км пробега и больше в зависимости от материала, из которого изготовлены брекерные пояса. Ещё дольше служат металлокордовые радиальные шины. При средних условиях движения их износ наступает после 60 тыс. км, а в некоторых случаях и после 100 тыс. км пробега. О том, как выбираются подходящие шины для автомобиля, вы узнаете далее из раздела "Рекомендации по приобретению шин".

 
Многие автолюбители готовы заплатить немалые деньги за шины с надписями MACHO WILDCATS или TOUGH GUYS, написанными огромными буквами, сияющими на боковине шины. А вы никогда  не читали, что написано маленьким и незаметным шрифтом под этими громадными надписями? А  ведь там скрывается огромное количество информации, которая намного полезнее. И эта информация доступна бесплатно, но при условии, что вы знаете, как она расшифровывается. Даже если вы не очень любопытны, материал этого раздела может оказаться полезным при покупке автомобильных шин и уходе за ними.

                                 Кодировква шин

До 1978 года размеры шин обозначались буквенно-цифровым кодом, например D78-14. После принятия метрической системы кодировка радикально изменилась. Ныне коды стали длиннее и содержат больше информации. Позакону продавцы шин должны иметь при себе листовки с расшифровками кодов, чтобы дать исчерпывающую консультацию по шинам. В этих листовках должны быть также указаны эквивалентные размеры в метрической системе.
Боковина открывает свои секреты
Шина для легкового авто
Номинальная ширина шины,мм
Ошитношение высоты и рины (пропорции) профиля шины
Радиальная шина
Диаметр колеса в дюймах
Фирма производитель (торговая марка)
Модель шины
Шина легкового автомобиля
Шина для лёгкогрузовых авто
Диапазон нагрузок
Максимальная нагрузка и накачка шины, если она используется в паре
Для суровых сненых условий эксплуатации
Фирма производитель (торговая марка)
Шина для лёгкогрузового автомобиля
P-класс автомобиля. В данном случае код P обозначает пассажирский, т.е. легковой автомобиль. В других случаях этот код может иметь следующие обозначения : LT- лёгкогрузовой автомобиль и Т- временная или запасная шина. На грузовые автомобили- пикапы и жилые автофургоны зачастую устанавливаются шины класса Р, поскольку они не рассчитаны на перевозку тяжёлых грузов.

Если вы собираетесь перевозить тяжёлые грузы, вам следует обратить внимание на автомобиль,  оснащённый шинами класса LT. Обратите также внимание на индекс допустимой нагрузки, рассматриваемый ниже.

215- ширина шины. Расстояние от одной боковины шины до другой в миллиметрах. (В данном случае ширина шины составляет 215 мм.) Имейте в виду, что чем больше этот числовой показатель, тем шире шина.

65- пропорции профиля шины или серия шины. Это отношение высоты и ширины боковины шины. (В данном случае высота боковины составляет 65% её ширины.) Шины малой серии (меньше 70) относятся к низкопрофильным шинам с короткой боковиной. К их числу относятся туристские и высокоскоростные шины, рассматриваемые далее в этой главе.

R- типы шины. Кодом R обозначаются радиальные шины, а кодом LT- шины для лёгкогрузовых автомобилей. На подавляющем большинстве легковых автомашин устанавливаются радиальные шины.

15- диаметр колеса. Измеряется в дюймах. (В данном случае диаметр колеса равен 15 дюймам.) Если установить шины большего диаметра (например, 18 и 20 дюймов- такие шины ныне весьма распространёны), в дальнейшем придётся покупать шины соответствующего диаметра.

89- индекс допустимой нагрузки. Этот показатель фактически обозначает вес, который может выдержать шина. Его особенно важно учитывать в том случае. если предпологается перевозить тяжёлые грузы, в том числе несколько тучных пассажиров, возить с собой много багажа в дальние туристические поездки и часто брать автотранспорт на буксир. Закон не обязывает производителя шин указывать индекс допустимой нагрузки на боковине шины, но его вы можете найти в инструкции для владельца своей автомашины. В противном случае обращайтесь за справкой в тот автосалон, где вы приобрели свою машину.

Н- индекс скорости. Этот показатель шины описывается в следующем разделе. Его указание на шине законом не предусматривается.

М+S или M/S- коды для езды по грязи и снегу. Если вы проживаете или часто ездите в местах с экстримальными дорожными условиями, обратите внимание на эти коды, указываемые на боковине шины.

Коды могут изменяться в зависимости от типа шины. Кроме рассмотренной выше кодировки шин в метрической системе для легковых автомобилей существует европейская кодировка, в метрической системе. Она выглядит примерно так же, например 155 R13 или 187/70R14 88S, а информация, которую она несёт, существенных отличий не имеет.

Индекс скорости
Иногда возникает вопрос: что означает буква, указанная между профилем и типом шины, как, например, Р215/65R15 89Н. Буква "Н" обозначает индекс скорости, т.е. максимально допустимую скорость для данного типа шины. Этот показатель ничего не говорит о конструкции шины, износостйкости или условиях её эксплуатации, но лишь указывает на способность шины рассеивать тепло и выдерживать высокие температуры нагрева от трения при движении на большой скорости.
Ниже приведён ряд примеров буквенных обозначений индекса скорости на шинах.

Q- 160 км/ч
R- 170 км/ч
S- 180 км/ч
Т- 190 км/ч
U- 200 км/ч
Н- 210 км/ч
V- 240 км/ч
W-270 км/ч
Y- 300 км/ч
ZR-
иногда указывается на шинах, рассчитанных на скорость более 240 км/ч, но, как правило, служит для обозначения шин, способных выдерживать езду на скорости более 270 км/ч.

Шины с наиболее распространёнными индексами скорости Т и Н вполне пригодны для эксплуатации свыше этих предельных показателей скорости. Как правило, они оказываются наиболее оптимальным приобретением, поскольку шины с более высокими индексами скорости обладают повышенной износостойкостью. Но если вы привыкли ездить на малых скоростях по городу и редко ездите по трассе, то вам вряд ли стоит тратить лишние средства на более износостойкие шины.

Регистрация и маркировка Министерства транспорта США
Регистрационные номера, присваиваемые производителям шин Министерством транспорта США (Department of Transportation, DOT) и указываемые на боковине содержат немало любопытных сведений, Ниже поясняется, что именно эти номера обозначают.

DOT- эта аббревиатура означает, что шина прошла испытания на соответствие нормам, установленным Министерством транспорта США.

Две следующих цифры или буквы обозначают завод-изготовитель шины.
Следующие цифры или буквы обозначают товарные коды, указываемые производителем. Они служат в качестве регистрационного номера, удостоверяющего шину как товар на случай её возврата. (Подробнее об условиях возврата шин реч пойдёт в разделе " Что делать с дефектными шинами", приведённом в конце этой главы.)

И последние четыре цифры обозначают дату (неделю и год) изготовления шины. Например, цифры 2410 означают, что шина была изготовлена на 24-й неделе (т.е в июне) 2010 года.

Обращайте внимание на этот код, чтобы выяснить "возраст" шин на вашей автомашине! В некоторых случаях его можна обнаружить только на внутренней стороне боковины, но не поленитесь заглянуть туда с фонариком. Несмотря на то, что шины более чем шестилетней давности могли лопнуть и привести к значительному числу автомобильных аварий, по данным опубликованным в 2008 году, шины, продававшиеся в торговой сети США как новые, на самом деле были 12-летней, а то и большей давности! Поэтому Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) предписала в 2008 году указывать код, обозначающий дату изготовления шин, на внешней стороне боковины, где автолюбители могли бы легко определить их возраст.

В соответствии с федеральным законом США продавец шин обязан указывать регистрационный номер, присвоенный Министерством транспорта США, а также наименование и адрес своей организации в специальной форме, отправляемой производителю шин. Обычно это делается в точках розничной торговли шинами, могут просто заполнять формы и отдавать их покупателями, чтобы они отправляли их производителю шин по почте. Подробнее о приобретении шин речь пойдёт далее в разделе "Рекомендации по приобретению шин".

При покупке новых шин прежде всего убедитесь в том, что они зарегистрированы должным образом. В отличие от гарантии или гарантийного обязательства, при возврате шин вы имеете право на замену только приусловии соблюдения всех правил регистрации, причём просьба о замене шин может рассматриваться до 60 дней!

Качество шин
В соответствии с общепринятыми нормами качества, шины разделяются по следуюшим показателям: износостойкость протектора, сила сцепления и температура, но эту оценку даёт сам производитель, а не независимая испытательная служба, поэтому подобная оценка качества шин бывает порой необъективной. Личные привычки вождения, класс автомобиля, состояние на долговечность и эксплуатационным качества шин.

Для того чтобы выбрать подходящие шины по нормам их качества (у многих легкогрузовых автомобилей и внедорожников они просто отсутствуют), перейдите на веб-сайт по адресу htt:// www. safercar.gov/ vehicle+ Shoppers/Tires/Tires+Rating и введите марку интересующей вас шины. После этого вы можете отсортировать шины по износостойкости протектора, силе сцепления в температуре- все эти показатели качества шин рассматриваются далее. Аналогичные сведения вы можете получить и в том автосалоне, где вы приобрели свою автомашину.

Обратите внимание на следующие показатели качества шин, указываемые на боковине или на этикетках, наклееных на протекторе.

Износостойкость протектора. Это сравнительная шкала чисел, основанная на тщательно контролируемых условиях испытания  шин. В реальной жизни норма жёсткости шины 200 увеличивает износостойкость её протектора в два раза по сравнению с нормой жёсткости 100 при абсолютно одинаковом влиянии всех остальных факторов износа.

Сила сцепления. Показатели АА, А, В или С указывают на то, как шина тормозит на мокром дорожном полотне при определённых условиях, причём АА- самый лучший из возможных показателей силы сцепления. Эти показатели определяются только при прямом торможении, но не на поворотах, заносах или разворотах. Шина категории С удовлетворяет требованиям специального государственного стандарта на испытания шин, тогда как шины, категории В, А и АА (в порядке возрастания) даже превышают требования государственных стандартов.

Температура. Показатели А, В и С определяют термостойкость и способность шины рассейвать тепло, если она накачана равномерно и не перегружена. Показатель С соответствует минимальным американским стандартам, а показатели В и А превышают их.

Другая информация, указанная на боковине
Внимательно обследуйте боковину, чтобы обнаружить на ней следующие дополнительные сведения.

MAX LOAD (максимальная нагрузка). Вес, который может выдержать шана. Обычно вес указывается в килограммах (kg) или в фунтах (lbs).

MAX PRESS (максимальное давления). Этот показатель определяет максимальное давление воздуха в шине и обычно измеряется в барах или фунтах на квадратный дюйм (psi).

Уровень максимального давления воздуха- это показатель того давления, которое способна выдержать шина, т.е. шину не нужно накачивать до этого предельного давления. В рекомендациях производителя автомобиля вы найдёте показатель оптимального давления воздуха в шине для обеспечения наилучших условий эксплуатации и уменьшения износа шины. Эти сведения зачастую указываются на наклейке, находящейся на двери, дверной стойке, приборной панели, вещевом ящике или багажнике автомобиля.

Инструкции по проверке давления и внешнему осмотру состояния протекторов приведены далее в разделе "Уход за шинами".


Типы шин
Как пояснялось ранее в этой главе, если шины подабраны для автомобиля правильно, они прослужат дольше, обеспечивая наилучшее сцепление с дорожным полотном и торможение, а следовательно, и более безопасную езду. Ниже рассматриваются некоторые наиболее распространённые типы шин.

Шины для легковых автомобилей
Ниже вкратце описываются типы шин, пригодных для легковых автомобилей, за изсключением грузовиков, внедорожников (о них речь пойдёт далее), гоночных, строительных и прочих специальных классов автомашин.

Простые всесезонные шины. Такие шины обычно входят в стандартную комплектацию всех легковых автомашин. Их индекс скорости (см. раздел "Индекс скорости" ранее в этой главе) обычно составляет S или Т. Если на боковине написано М+S (грязь + снег), это означает, что в непогоду шина будет надёжно служить, а переход на зимние шины, скорее всего, не понадобится. Но если вы проживаете в регионе с суровыми погодными условиями, особенно зимой, вам потребуются зимние шины.

Туристские шины. Как правило, шины данного типа дороже обычных всесезонных шин и зачастую устанавливаются на автомобилях спортивного класса, чтобы обеспечить лучшее сцепление с дорожным полотном на больших скоростях в сухую погоду. Но насколько они больше подходят для вашей машины, решать вам. Туристкие шины обладают более высокими индексами скорости, низкими профилями (иногда ещё называемыми пропорциями) и могут быть менее износостойкими, чем всесезонные шины.

Скоростные шины. Предназначены специально для водителей, практикующих агрессивный стиль езды. Эти шины, безусловно, лучше ведут себя при торможении и на поворотах, но обычно издают повышенный шум и быстрее изнашиваются по сравнению с всесезонными шинами. Как правило, шины данного типа обладают индексом скорости Н и низким профилем, т.е. они довольно широкие и приземистые.

Сверхскоростные шины. У шин данного типа имеются как положительные, так и отрицательные качества: на них можно ездить быстрее, проще тормозить и управлять машиной на сухой и мокрой дороге, но они более жёсткие и поэтому менее пригодные для езды в комфортабельных условиях, а изнашиваются они быстрее. Такие шины обладают давольно низким профилем порядка 25, а индекс их скорости обычно находится в пределах от V до ZR.

Как правило, низкопрофильные шины, в том числе туристские и сверхскоростные, оказываются менее износостойкими, чем всесезонные шины, поскольку они легче повреждаются от выбоин и прочих дефектов дорожного покрытия и более чувствительны к недостаточному давлению в них, чем шина с более высоким профилем. В прессе опубликованны любопытные сообщения о частых повреждениях колёсных дисков из лёгкого сплава, особенно большого диаметра, а также колёс со вторичного рынка в связи с применением низкопрофильных шин, поскольку такие шины не так эффективно гасят удары на ухабах и выбоинах дорожного полотна, как шины с более высоким профилем.

Шины для грузовиков и внедорожников
На внедорожникак, небольших легковых грузовиках и автофургонах могут устанавливаться шины, предназначенные как для легковых автомобилей, так и специально для автомашин этих классов. Поэтому ваши потребности в шинах зависят от того, где вы обычно ездите и какие тяжести вы перевозите на своей машине. Ниже описываются типы шин для легковых грузовиков и внедорожников.

Шины для легкогрузовых автомобилей. Шины данного типа применяются на легковых грузовиках и внедорожниках. Существует немало разновидностей шин данного типа, специально предназначенных для езды как по дорогам, так и по бездорожью. Толстый протектор на шине обеспечивает лучшее сцепление с землёй на грунтовой дороге. Шины для легкогрузовых автомобилей отличаются также по грузоподъёмности: они могут быть нормальные, тяжёлые сверхтяжёлые.

Шины для городских и спортивных грузовых автомобилей. Шины данного типа мало чем отличаются от всесезонных шин, за исключением того, что они имеют более спортивный внешний вид и рассчитаны на более жёсткие условия эксплуатации.

Шоссейные шины. Пригодны для крупных автофургонов или грузовиков-пикапов, поскольку они способны переносить повышенные нагрузки.

Шины для бездорожья. Проекторы таких шин специально предназначены для езды по пересеченной местности. Но поскольку шины данного типа более шумные, малопригодны для езды по дорогам с нормальным покрытием и менее эффективны с точки зрения расхода топлива, чем шоссейные шины или же шины для городских и спортивных грузовых автомобилей, забудьте об их существовании, если только вы не собираетесь ездить по пересечённой местности и пользоваться репутацией "крутого" автолюбителя, не жалеющего средства на шины и топливо. Но в качестве компромиссного варианта можно порекомендовать универсальные шины для бездорожья, на которых, возможно, и не уедешь далеко по разбитым дорогам, но всё-таки можно ездить с большим комфортом и меньшим шумом, чем на этих сверхвыносливых покрышках.

Зимние шины. Они подходят для езды по заснеженным и грязным дорогам лучше, чем всесезонные шины. Их протекторы обычно имеют более широкие канавки и выступы, называемые зацепами, для лучшего сцепления с дорожным полотном, но они более шумные, неудобны для езды по сухим дорогам и, как правило, менее эффективны с точки зрения расхода топлива, чем всесезонные шины. Поэтому пользоваться ими следует лишь по мере необходимости.

Специальные шины
Конструкции некоторых шин настолько сложны, что для них требуется специальная система, обеспечивающая нормальное взаимодействие с другими системами автомобиля и самим водителем. Ниже вкратце описываются типы и системы, относящиеся к данной категории.

Самонесущие шины
На самонесущих шинах можно ездить, даже если они спущены! Это означает, что вы можете ездить на таких шинах, не опасаясь проколов и не заботясь об их замене на обочине дороги. Существуют две основные конструкции самонесущих шин.

Самоподдерживающиеся самонесущие шины. У таких шин более прочные боковины, предохраняющие шину от сплющивания при падении давления воздуха внутри неё. Для этой цели боковина составляется из слоёв резины и жаростойкого корда, а иногда и поддерживающих клиньев.

Система ПАКС. Эта система шин (её оригинальное название PAX system ) разработана фирмой Michelin и позволяет проехать около 200 км со скоростью до 90 км/ч при полном отсуствии давления в шине! Система ПАКС состоит собственно из шины, системы контроля её состояния, колеса и прочного внутреннего кольца, поддерживающего протектор, когда шина спускается наполовину. В отличие от других типов шин, в системе ПАКС применяется  специальный анкерный механизм, удерживающий шину на колесе, когда давление в ней падает.

По заявлениям фирмы Mishelin шины системы ПАКС обладают повышенной износостойкостью и способствуют более экономному расходу топлива, чем традиционные шины благодаря пониженной величине сопротивления качению. Если на одном из участков протектора такой шины происходят проколы, её можно отремонтировать и повторно использовать поддерживающее её кольцо. Подробнее о системе ПАКС можно узнать по адресу htt://runflat.com.ua/ru/pax.

В обычных условиях эксплуатации правильно накачанная самонесущая шина должна прослужить 50-65 тыс. км пробега, т.е. столько же, сколько и обычные шины. Но на спущенных самонесущих шинах можно проехать 80-200 км со скорость 80-90 км/ч, не нанеся им никакого вреда. Несмотря на повышенную износостойкость самонесущих шин, долго ездить на спущенных шинах данного типа с большой скоростью всё же не рекомендуется, чтобы не испортить их. А поскольку водитель может и не почувствовать никаких изменений, когда самонесущая шина спустится, производители оснащают автомобили системами аварийной сигнализации низкого давления, предупреждающими водителя о том, что шина спустилась и что нужно ехать медленнее и постараться отремонтировать шину как можно скорее, чтобы не повредить её или колесо. Более подробно подобные системы аварийной сигнализации рассматриваются в следующем разделе.

В комплект некоторых автомобилей, оснащённых самонесущими шинами, могут даже не входить домкрат и запасное колесо! Не смотря на повышенную износостойкость самонесущих шин, всегда существует вероятность того, что и такая шина может быть выведена из строя из-за дефекта или в результате аварии. Поэтому если в автомобиле отсутствуют домкрат и запасное колесо, но есть для них место, настоятельно рекомендуется приобрести домкрат и временную запасную шину по размерам колес автомобиля. Заблаговременно подготовившись к непредвиденной ситуации в пути, вы избавите себя от необходимости искать помощь, чтобы отбуксировать машину или отремонтировать её в аварийном режиме прямо на дороге. Кто предупреждён, тот вооружён!

Самонесущие шины можно установить и на автомобиле, не укомплектованном ими, но вместе с ними придётся установить и соответствующую систему аварийной сигнализации. А если обода колёс окажутся недостаточно прочными для установки самонесущих шин, то их придётся заменить.

Следует также иметь в виду, что автомобили, оснащенные самонесущими шинами, имеют системы подвесок, регулируемые по жёсткости боковин. Так, если установить самонесущие шины на автомобиле со стандартными подвесками, его эксплуатационные качества могут измениться в худшую сторону: езда на нём окажется более жёсткой и шумной.
Старайтесь приобретать и устанавливать самонесущие шины там, где хорошо знают. как с ними обращаться. Вполне возможно, что затраты на такие шины окажутся вполне оправданными в сравнении с последствиями, которые влекут за собой проколы и спуски шин.

Системы аварийной сигнализации низкого давления
Для контроля состояния самонесущих и рассматриваемых далее самонакачивающихся шин требуются системы аварийной сигнализации низкого давления, и поэтому федеральный закон США "Транспортные средства. Отзыв, модернизация, учёт и документация" (TREAD) предписывает оснащать этой системой безопасности все автомобили, выпущенные начиная с 2008 года. Если у вас автомашина более старой модели, вы можете установить подобную систему вместе с самонесущими или самонакачивающимися шинами, чтобы обезопасить себя от неприятностей в пути, связанных с проколами и спусками шин.

На современных автомобилях устанавливаются два типа систем аварийной сигнализации низкого давления.

Система прямого действия. Это единственно возможная система для автомобилей, не оснащённых самонесущими шинами. В состав такой системы входит датчик, устанавливаемый на колесе (как правило, напротив штока вентиля шины). При падении давления в шине этот датчик посылает сигнал на электронный блок, активизирующий световую аварийную сигнализацию на приборной панели (в некоторых системах для этой цели служит звуковая аварийная сигнализация). Датчик питается от небольших батарей, заряда которых обычно хватает на пять лет, и зачастую их заменяют вместе со старыми шинами.

Система непрямого действия. Это менее дорогая система, и поэтому именно её производители предпочитают устанавливать на выпускаемых ими автомобилях. Для измерения скорости вращения колёс в этой системе применяется такой же датчик, как и в АБС, но в данном случае систему непрямого действия нужно очень тонко настраивать на малейшие отличия в состоянии шины, когда она накачена и спущена.

Самонакачивающиеся шины.
Самонакачивающиеся шины были разработаны совсем недавно, и поэтому об их появлении на рынке пока еще говорить рано.Фирма MICHELIN в сотрудничестве с рядом других фирм разработала
новую систему TIPM (TIRE INFLATION PRESSURE MANAGEMENT -контроль давления в шинах) для легковых и лёгкогрузовых автомобилей. В состав этой системы входит компрессор, автоматически регулирующий давления в каждой шине в сложившихся условиях движения автомобиля с учётом нагрузки, погоды и скорости. Система TIPM автоматически возмещает естествен-
ные утечки воздуха из шин, а также медленныеего утечки из местпротоколов. Водителю предоставляется возможность выбирать режим езды с комфортом, на большой скорости или по бездорожью, и в соответствии с выбранным режимом регулируется давление в шинах.

Рекомендации по приобретению шин
На износ шин оказывает влияние целый ряд факторов: состояние тормозной системы и системы подвески автомобиля, давление в шинах и регулировка колёс, манера вождения и торможения, езда на большой скорости, приводящая к повышению темпиратуры шин, а следовательно, к преждевременному их износу, вес перевозимого груза, состояние дорожного полотна и погода. Поэтому прежде чем приобретать шины, постарайтесь найти ответы на следующие вопросы.

Насколько важна для вас экономия топлива?
Одни типы шин в большей стпени способствуют экономии топлива, чем другие. Чем уже протектор и выше давление в шине, тем меньше её сопротивление качению, а следовательно, и более эффективно расходуется топливо. Но на эксплуатационные качества шин оказывают также влияние погодные условия, состояние дорожного полотна и, конечно, манера вождения!

Жалеете ли вы шины?
Если вы имеете привычку оставлять на асвальте черный след, вам, вероятно, не имеет смысла покупать дорогие шины, поскольку они износятся так же быстро, как и дешевые. Поэтому пупите резину, оптимально подходящую вам как по цене, так и по качеству.

Много ли вы ездите на машине? Если вы любите мчаться на большой скорости, то шина с толстым и упругим протектором прослужит вам дольше. Подробнее о покозателях износостойкости протекторов шин.

Часто ли вы ездите по грунтовым дорогам, перевозя тяжёлые грузы и нередко оставляя машину на открытых пространствах под жарким солнцем? Если да, то вам нужны высококачественные и очень выносливые шины, чтобы достойно выдержать все эти испытания. Выбирайте шины, рассчитвнные на высокие нагрузки, или даже шины класса LT (для  легкогрузовых автомобилей). Продавец шин может подсказать вам, какие именно шины рассчитаны на такие нагрузки.

В каких климатических условиях вы проживаете? Современные всесезонные шины на автомашинах с передним приводом держат дорогу намного лучше, чем устарелые зимние шины, которые приходится снимать с наступлением теплой погоды. Но если вы ездите в условиях, максимально приближённых к экстремальным, вам следует подбирать шины по погоде. Если же вы часто ездите по мокрой дороге, то вам потребуется шины со специальным широким протектором и широкими канавками. Для местности, где всегда много снега и часто бывает гололёд, лучше всего подходят шины типа M+S, т.е. для грязных и снежных условий эксплуатации.

Ездите ли вы в основном по городу? Если да, то вам идеально подойдут мягкие шины с широкими протекторами.

Как долго вы наиерены пользоваться своей машиной? Если вы собираетесь проехать на своей машине от 20 до 30 тыс, км, а затем продать её, то сами прекрасно понимаете, что ставить дорогие шины, по меньшей мере, глупо. Если же вы собираетесь пользоваться автомобилем длительное время, то сможете сэкономить в долгосрочной перспективе, купив более дорогие и износостойкие шины, рассчитанные на пробег не менее 60 тыс. км. Дешёвые шины служат меньше, а их стоимость в долгосрочной перспективе больше (с учётом шиномонтажа и в ваших затрат времени). Более того, если ваша дешёвая шина лопнет на дороге или потеряет сцепление с дорогой, то вы можете заплатить очень много денег на восстановление авто или своего здоровья.

Если пробег вашей машины состовляет всего лишь несколько тысяч километров в год, то не ожидайте от шин, рассчитанных на 100 тыс. км пробега, неограниченной долговечности. Резиновые протекторы имеют тенденцию к разрушению из-за озона, содержащегося в воздухе, что провоцирует образование дыр и больших трещин и боковинах. Поэтому, если вы уже наездили 60 тыс, км, но протекторы находятся в хорошем состоянии, вам всё равно стоит проверить, нет ли дыр или трещин в шинах (так называемой озоновой сетки).

Восстановленные покрышки: за и против. Каждый год изнашиваются миллионы шин, и поэтому шинная промышленность разработала специальные технологии их восстановления. Процесс восстановления протектора включает в себя полную шлифовку дефектного места и накладку на нее невулканизированной резины. Затем шину помещают в специальную форму, после чего она наносится на протектор и, наконец, шина красится. Такие шины называются "Наварными". За многие годы репутация таких шин была изрядно подпорчена: они считаются ненадёжными, многие водители думают, что чёрные полосы и куски резины на дорогах- это следствие использования таких шин, поскольку считают, что те распадаются прямо во время пути. Но в современных условиях передовые технологии позволяют восстанавливать шины более высокого качества. Впрочем, восстановленные шины редко применяются в легковых автомобилях, а чаще в грузовом, пассажирском и даже военном автотранспорте. Но если вы боритесь за сохранение окружающей среды, пользуйтесь востановленными шинами.

Для того чтобы узнать, какой именно тип шин подходящих для вашего автомобиля, вы должны разбираться в кодах, написанных на боковине (подробнее об этом см. выше в разделе "Боковина открывает свои секреты"). И если вы в ближайшее время собираетесь покупать шины, воспользуйтесь следующими советами.

Размеры шин, идеально подходящих для вашей автомашины, вы можете узнать из инструкции для владельца или из наклейки на самом автомобиле. Если вам не удастся выяснить размеры шин из этих источников, обратитесь покупать шины, воспользуйтесь следующими советами.

Внимательно выбирайте шины, поскольку они должны быть точно указанного в инструкции размера или же на один-два размера больше (для лучшей управляемости и грузоподъемности, если , конечно, позволяют габариты колёс), но никак не меньше. Старайтесь приобретать шины парами и устанавливать их на одну ось. Уточните у продовца, специалиста по шинам или у обычного автомеханика, шины каких размеров лучше всего подходят к колёсам вашего автомобиля.

Не ставьте на одну ось (или мост) шины разных размеров.

Если вы решили заменить одну или две шины, новые целесообразно поставить спереди автомобиля для лучшего управления и торможения (ведь при торможении вес автомобиля переносится на передние колёса). Очевидно, что если у вас спортивная или коммерческая машина, у которой задние шины крупнее передних, вам придётся подобрать новые шины по размерам для каждой оси в отдельности.

Помните, что шины нужно сначала "обкатать", т.е. после того как вы поставите новые шины, нельзя, ездить быстрее 90 км/ч на первых 80км.

Храните старые шины в темноте и подальше от электромоторов, вырабатывающих озон.